ПРОГРАММА по наставничеству

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа с.Тауйск»

ПРОГРАММА
НАСТАВНИЧЕСТВА
на 2021-2022 учебный год

с. Тауйск
1

2021
Программа наставничества МКОУ «СОШ Тауйск» мероприятий и формирующих
их действий, направленный на организацию взаимоотношений наставника и
наставляемого в конкретных формах для получения ожидаемых результатов.

2

ВВЕДЕНИЕ
В соответствие с Распоряжением Минпросвещения России от 25.12.2019 г. № Р-145
«Об утверждении методологии (целевой модели) наставничества обучающихся для
организаций, осуществляющих образовательную деятельность по общеобразовательным,
дополнительным общеобразовательным и программам среднего профессионального
образования, в том числе с применением лучших практик обмена опытом между
обучающимися» образовательные организации (далее – ОО) должны разработать и
осуществить реализацию Программ наставничества (далее – Программа).
В соответствие с ГОСТ Р54871-2011 («Проектный менеджмент. Требования к
управлению программой») Программа – это совокупность взаимосвязанных проектов и
другой деятельности, направленных на достижение общей цели и реализуемых в условиях
общих ограничений.
Структурное построение Программы как документа планирования определяется
процессом ее разработки, который предполагает выполнение следующих содержательных
этапов:
− целеполагание (определение и согласование со всеми участниками системы
наставничества в ОО цели и задач);
− определение форм наставничества, как проектов в рамках Программы;
− выбор ролевых моделей в рамках форм наставничества, как микро-проектов;
− разработку типовых индивидуальных планов развития наставляемых под руководством
наставника (далее – Индивидуальных планов) в разрезе форм наставничества, на основе
которых наставнические пары (наставляемый с наставником) разрабатывают свои
индивидуальные планы с учетом выбранной ролевой модели.
Цель программы:
Обеспечить развитие участников внедрения Целевой модели наставничества в МКОУ
«СОШ с. Тауйск» и улучшение личных показателей их эффективности в разрезе форм
наставничества

Задачи программы:
- Обеспечить успешное закрепление на месте работы в должности педагога
молодого
специалиста, повышение его профпотенциала и уровня создание комфортной
профессиональной среды для реализации актуальных педзадач на высоком уровне.

Формы наставничества
Исходя из образовательных потребностей МКОУ «СОШ с. Тауйск» данной целевой
модели наставничества рассматриваются три формы наставничества: «Педагогпедагог»
3

Форма наставничества «Педагог-педагог»
Цель: разносторонняя поддержка для успешного закрепления на месте работы
молодого специалиста, повышение его профессионального потенциала и уровня и
поддержка нового сотрудника при смене его места работы, а также создание
комфортной профессиональной среды внутри образовательной организации,
позволяющей реализовывать актуальные педагогические задачи на высоком уровне.
Задачи:
1. Способствовать формированию потребности заниматься анализом результатов
своей профессиональной деятельности.
2. Развивать интерес к методике построения и организации результативного
учебного процесса.
3. Ориентировать начинающего педагога на творческое использование передового
педагогического опыта в своей деятельности.
4. Прививать молодому специалисту интерес к педагогической деятельности в
целях его закрепления в МКОУ «СОШ с. Тауйск».
5. Ускорить процесс профессионального становления педагога.
Результат:
1. Высокий уровень включенности молодых специалистов и новых
педагогов в педагогическую работу и культурную жизнь МКОУ
«СОШ с. Тауйск».
2. Усиление уверенности в собственных силах и развитие личного
творческого и педагогического потенциала.
3. Улучшение психологического климата в МКОУ «СОШ с. Тауйск».
4. Повышение уровня удовлетворенности в собственной работой и
улучшение психоэмоционального состояния специалистов.
5. Сокращение числа конфликтов с педагогическим и родительским сообществами.
6. Рост числа собственных профессиональных работ (статей,
исследований,
участия в
профессиональных конкурсах,
методических практик молодого специалиста и т.д.)
Характеристика участников формы наставничества «Педагог – педагог»
Наставник
Наставляемый
Молодой
Педагог
специалист
Имеет малый опыт
Специалист,

Опытный педагог, имеющий
работы (от 0 до 3
находящийся в
профессиональные успехи (победитель
лет), испытывающий процессе
различных профессиональных конкурсов,
трудности с
адаптации на
автор учебных пособий и материалов,
организацией
новом месте
ведущий вебинаров и семинаров).
учебного процесса, с работы, которому

Педагог, склонный к активной
взаимодействием с
необходимо
общественной работе, лояльный участник
обучающимися,
получать
педагогического и школьного сообществ.
другими
педагогами,
представление о

Педагог, обладающий лидерскими,
родителями.
традициях,
организационными и коммуникативными
особенностях
навыками, хорошо развитой эмпатией.
МКОУ «СОШ с.
Тауйск»
Педагог,
Типы наставников
находящийся в
Наставник Наставник
состоянии
консультант
предметник
4

Создает комфортные
условия
для
реализации
профессиональных
качеств, помогает с
организацией
образовательного
процесса и с решение
конкретных психолого–
педагогических и
коммуникативных
проблем, контролирует
самостоятельную
работу молодого
специалиста или
педагога.

Опытный педагог
одного и того же
предметного
направления, что
и
молодой
учитель,
способный
осуществлять
всестороннюю
методическую
поддержку
преподавания
отдельных
дисциплин.

эмоционального
выгорания,
хронической
усталости.

Возможные варианты программы наставничества «Педагог – педагог»
Формы взаимодействия
«Опытный педагог
– молодой
специалист»
«Опытный классный
руководитель –
молодой
специалист»
«Лидер
педагогического
сообщества
–
педагог,
испытывающий проблемы»
«Педагог
новатор
консервативный педагог»
«Опытный
предметник
неопытный предметник»

–
–

Цель
Поддержка
для
приобретения
необходимых
профессиональных навыков и закрепления на месте
работы.
Поддержка
для
приобретения
необходимых
профессиональных навыков в работе с классным
коллективом и закрепления на месте работы.
Реализация психоэмоциональной поддержки
сочетаемый с профессиональной помощью по
приобретению и развитию педагогических талантов и
инициатив.
Помощь в овладении современными программами,
цифровыми навыками, ИКТ компетенциями.
Методическая поддержка по конкретному предмету.

Схема реализации формы наставничества «Педагог-педагог»
Этапы реализации
Представление программ наставничества в
форме «Педагог-педагог».
Проводится отбор наставников из числа
активных и опытных педагогов и
педагогов, самостоятельно выражающих
желание помочь педагогу.
Обучение наставников.
Проводится
отбор
педагогов,
испытывающий
профессиональные
проблемы, проблемы адаптации и
желающих добровольно принять участие в
программе наставничества.
Формирование пар, групп.

Мероприятия
Педагогический совет. Совещания.
Анкетирование.
наставников.

Использование

базы

Проводится при необходимости.
Анкетирование.
Листы
опроса.
Использование базы наставляемых.

После встреч, обсуждения вопросов.
5

Повышение квалификации наставляемого,
закрепление в профессии. Творческая
деятельность. Успешная адаптация.
Рефлексия
реализации
формы
наставничества.
Наставник
получает
уважаемый
и
заслуженный статус.

Тестирование. Проведение
классов, открытых уроков.

мастер

–

Анализ
эффективности
реализации
программы.
Поощрение на педагогическом совете
Школы.

Мониторинг и оценка результатов реализации программы наставничества
Мониторинг процесса реализации программ наставничества понимается как
система сбора, обработки, хранения и использования информации о программе
наставничества и/или отдельных ее элементах.
Организация систематического мониторинга программ наставничества дает
возможность четко представлять, как происходит процесс наставничества, какие
происходят изменения во взаимодействиях наставника с наставляемым (группой
наставляемых), а также какова динамика развития наставляемых и удовлетворенности
наставника своей деятельностью.
Мониторинг программы наставничества состоит из двух основных этапов:
 оценка качества процесса реализации программы наставничества;
 оценка мотивационно-личностного, компетентностного, профессионального
роста участников, динамика образовательных результатов.
Мониторинг и оценка качества процесса реализации программы наставничества
Этап 1. Первый этап мониторинга направлен на изучение (оценку) качества
реализуемой программы наставничества, ее сильных и слабых сторон, качества
совместной работы пар или групп "наставник-наставляемый".
Мониторинг помогает, как выявить соответствие условий организации
программы наставничества требованиям и принципам модели, так и отследить важные
показатели качественного изменения образовательной организации, реализующей
программу наставничества, динамику показателей социального благополучия внутри
образовательной организации, профессиональное развитие педагогического
коллектива в практической и научной сферах.
Цели мониторинга:
 оценка качества реализуемой программы наставничества;
 оценка эффективности и полезности программы как инструмента повышения
социального и профессионального благополучия внутри образовательной
организации и сотрудничающих с ней организаций или индивидов.
Задачи мониторинга:

сбор и анализ обратной связи от участников (метод анкетирования);
обоснование требований к процессу реализации программы наставничества, к
личности наставника;

контроль хода программы наставничества;

описание
особенностей взаимодействия наставника и наставляемого
(группы наставляемых);

определение условий эффективной программы наставничества;

контроль показателей социального и профессионального благополучия.
Оформление результатов
По результатам опроса в рамках первого этапа мониторинга представляется анализ


6

реализуемой программы наставничества. Сбор данных для построения SWOT-анализа
осуществляется посредством анкеты.
Анкета содержит открытые вопросы, закрытые вопросы, вопросы с оценочным
параметром. Анкета учитывает особенности требований к
трем формам
наставничества.
Анализ проводит куратор программы.
Для оценки соответствия условий организации программы наставничества
требованиям модели и программ, по которым она осуществляется, принципам,
заложенным в модели и программах, а также современным подходам и технологиям,
используется анкета куратора. Результатом успешного мониторинга будет аналитика
реализуемой программы наставничества, которая позволит выделить ее сильные и
слабые стороны, изменения качественных и количественных показателей социального
и профессионального благополучия, расхождения между ожиданиями и реальными
результатами участников программы наставничества.
Этап 2. Второй
этап
мониторинга
позволяет оценить:
мотивационно-личностный и профессиональный рост участников
программы наставничества; развитие метапредметных навыков и уровня
вовлеченности обучающихся в образовательную деятельность; качество
изменений
в освоении обучающимися образовательных программ;
динамику
образовательных результатов с учетом эмоционально-личностных,
интеллектуальных, мотивационных и социальных черт участников.
Основываясь на результатах данного этапа, можно выдвинуть предположение о
наличии положительной динамики влияния программ наставничества на повышение
активности и заинтересованности участников в образовательной и профессиональной
деятельности, о снижении уровня тревожности в коллективе, а также о наиболее
рациональной и эффективной стратегии дальнейшего формирования пар "наставникнаставляемый".
Процесс мониторинга влияния программ на всех участников включает два
подэтапа, первый из которых осуществляется до входа в программу наставничества, а
второй - по итогам прохождения программы.
Соответственно, все зависимые от воздействия программы наставничества
параметры фиксируются дважды.
Цели мониторинга влияния программ наставничества на всех участников.
1. Глубокая оценка изучаемых личностных характеристик участников программы.
2. Оценка динамики характеристик образовательного процесса (оценка качества
изменений в освоении обучающимися образовательных программ).
3. Анализ и необходимая корректировка сформированных стратегий образования пар
"наставник-наставляемый".
Задачи мониторинга:

научное и
практическое обоснование требований к
процессу
организации программы наставничества, к личности наставника;

экспериментальное
подтверждение
необходимости
выдвижения
описанных в целевой модели требований к личности наставника;

определение условий эффективной программы наставничества;

анализ эффективности предложенных стратегий образования пар и внесение
корректировок во все этапы реализации программы в соответствии с результатами;

сравнение характеристик образовательного процесса на "входе" и "выходе"
реализуемой программы;

сравнение изучаемых личностных характеристик (вовлеченность, активность,
самооценка, тревожность и др.) участников программы наставничества на "входе" и
"выходе" реализуемой программы.
7

Механизмы мотивации и поощрения наставников
К числу лучших мотивирующих наставника факторов можно отнести поддержку
системы наставничества на школьном, общественном, муниципальном и
государственном уровнях; создание среды, в которой наставничество воспринимается
как почетная миссия, где формируется ощущение причастности к большому и
важному делу, в котором наставнику отводится ведущая роль.
Мероприятия по популяризации роли наставника.

Выдвижение
лучших
наставников на
конкурсы
и
мероприятия на муниципальном, региональном и федеральном уровнях.

Проведение школьного конкурса профессионального мастерства «Наставник года»

Награждение школьными грамотами "Лучший наставник"

8


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».