аннотации к программам 9 класс

Аннотации к рабочим программам ООО

Русский язык
Место предмета в учебном плане: учебный план для образовательных учреждений Российской
Федерации предусматривает обязательное изучение русского (родного) языка на этапе основного
общего образования. Место предмета в учебном плане: 9 кл. – 105 час.
Планируемые результаты освоения предмета «Русский язык» 9 классы Личностными результатами
освоения выпускниками основной школы программы по русскому (родному) языку являются:
понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского
народа; определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и
моральных качеств личности; его значения в процессе получения школьного образования;
осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку,
гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной
культуры; стремление к речевому самосовершенствованию;
достаточный объём словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного
выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе
наблюдения за собственной речью.
Метапредметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по
русскому (родному) языку являются: 1) владение всеми видами речевой деятельности:
адекватное понимание информации устного и письменного сообщения;
владение разными видами чтения;
адекватное восприятие на слух текстов разных стилей и жанров;
способность извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой
информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета; свободно пользоваться
словарями различных типов, справочной литературой;
овладение приёмами отбора и систематизации мате риала на определённую тему; умение вести
самостоятельный поиск информации, её анализ и отбор;
умение сопоставлять и сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания,
стилистических особенностей и использованных языковых средств;
способность определять цели предстоящей учебной деятельности (индивидуальной и коллективной),
последовательность действий, оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в
устной и письменной форме;
умение воспроизводить прослушанный или прочитанный текст с разной степенью свёрнутости;
умение создавать устные и письменные тексты разных типов, стилей речи и жанров с учётом
замысла, адресата и ситуации общения;
способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме;
владение различными видами монолога и диалога;
соблюдение в практике речевого общения основных орфоэпических, лексических, грамматических,
стилистических норм современного русского литературного языка; соблюдение основных правил
орфографии и пунктуации в процессе письменного общения;
способность участвовать в речевом общении, соблюдая нормы речевого этикета;
способность оценивать свою речь с точки зрения её содержания, языкового оформления; умение
находить грамматические и речевые ошибки, недочёты, исправлять их; совершенствовать и
редактировать собственные тексты;
умение выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладами;
применение приобретённых знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность
использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам, применять
полученные знания, умения и навыки анализа языковых явлений на межпредметном уровне (на
уроках иностранного языка, литературы и др.);
коммуникативно целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого
общения, совместного выполнения какой-либо задачи, участия в спорах, обсуждениях; овладение
национально-культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях формального и
неформального межличностного и межкультурного общения.
Предметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по русскому
(родному) языку являются:

представление об основных функциях языка, о роли русского языка как национального языка
русского народа, как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального
общения, о связи языка и культуры народа, о роли родного языка в жизни человека и общества;
понимание места родного языка в системе гуманитарных наук и его роли в образовании в целом;
усвоение основ научных знаний о родном языке; понимание взаимосвязи его уровней и единиц;
освоение базовых понятий лингвистики: лингвистика и её основные разделы; язык и речь, речевое
общение, речь устная и письменная; монолог, диалог и их виды; ситуация речевого общения;
разговорная речь, научный, публицистический, официально-деловой стили, язык художественной
литературы; жанры научного, публицистического, официальноделового стилей и разговорной речи;
функционально-смысловые типы речи (повествование, описание, рассуждение); текст, типы текста;
основные единицы языка, их признаки и особенности употребления в речи;
овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии русского языка,
основными нормами русского литературного языка (орфоэпическими, лексическими,
грамматическими, орфографическими, пунктуационными), нормами речевого этикета; использование
их в своей речевой практике при создании устных и письменных высказываний;
опознавание и анализ основных единиц языка, грамматических категорий языка, уместное
употребление языковых единиц адекватно ситуации речевого общения;
проведение различных видов анализа слова (фонетического, морфемного, словообразовательного,
лексического, морфологического), синтаксического анализа словосочетания и предложения,
многоаспектного анализа текста с точки зрения его основных признаков и структуры,
принадлежности к определённым функциональным разновидностям языка, особенностей языкового
оформления, использования выразительных средств языка;
8) понимание коммуникативно-эстетических возможностей лексической и грамматической
синонимии и использование их в собственной речевой практике;
9) осознание эстетической функции родного языка, способность оценивать эстетическую сторону
речевого высказывания при анализе текстов художественной литературы
Содержание курса русского (родного) языка в основной школе обусловлено общей
нацеленностью образовательного процесса на достижение метапредметных и предметных целей
обучения, что возможно на основе компетентностного подхода, который обеспечивает
формирование и развитие коммуникативной, языковой, лингвистической (языковедческой) и
культуроведческой компетенции.

Коммуникативная компетенция предполагает овладение видами речевой деятельности и
основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования
языка в жизненно важных для данного возраста сферах и ситуациях общения. Коммуникативная
компетентность проявляется в умении определять цели коммуникации, оценивать речевую
ситуацию, учитывать коммуникативные намерения и способы коммуникации партнёра, выбирать
адекватные стратегии коммуникации, быть готовым к осмысленному изменению собственного
речевого поведения.
Изучение каждого раздела, каждой темы должно содействовать развитию логического мышления
и речи учащихся. Развитие речи учащихся на уроках русского языка предполагает
совершенствование всех видов речевой деятельности (говорения, аудирования (слушания),
чтения и письма) и осуществляется в трёх направлениях, составляющих единое целое.
На уроках русского языка уделяется внимание совершенствованию связной устной речи
учащихся: учебно-научной и публичной (ораторской) на основе знакомства с основными видами
бытового, общественно-политического и академического красноречия. Как обязательная
составная часть в работе по развитию речи учащихся — предупреждение и устранение
различных языковых ошибок. Работа по развитию речи включает в себя формирование навыков
выразительного чтения. Занятиям по выразительному чтению предшествует и сопутствует
работа над развитием речевого слуха учащихся (умение различать звуки в слове, отчётливо
произносить слова, различать ударные и безударные слоги, определять границы предложения,
повышать и понижать голос, убыстрять и замедлять темп речи, выделять слова, на которые

падает логическое ударение). Очень важно добиться, чтобы каждый связный текст не был
прочитан монотонно, невыразительно.
Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции формируются на основе овладения
необходимыми знаниями о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве,
развитии и функционировании; приобретения необходимых знаний о лингвистике как науке;
формирования способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов; освоения основных
норм русского литературного языка; обогащения словарного запаса и грамматического строя
речи учащихся; формирования представлений о нормативной речи и практических умений
нормативного употребления слов, фразеологических выражений, грамматических форм,
синтаксических конструкций; совершенствования орфографической и пунктуационной
грамотности; умения пользоваться различными видами лингвистических словарей.
Литература
Место предмета в учебном плане: 9 класс – 105 час.
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Цели:
— формирование и развитие у обучающихся потребности в систематическом, системном,
инициативном чтении;
— воспитание в процессе чтения нравственного идеала человека и гражданина;
— создание представлений о русской литературе как едином национальном достоянии.
В соответствии с целями и требованиями Федерального государственного образовательного
стандарта основного общего образования определены задачи курса, отражающие планируемые
результаты (личностные, метапредметные, предметные) обучения школьников 5—9 классов.
Личностные результаты обучения:
формировать понимание важности процесса обучения;
формировать мотивацию школьников к процессу изучения литературы как одного из учебных
предметов, необходимых для самопознания, своего дальнейшего развития и успешного обучения;
формировать понимание значимости литературы как явления национальной и мировой культуры,
важного средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций;
формировать уважение к литературе народов многонациональной России;
формировать в процессе чтения нравственно развитую личность, любящую свою семью, свою
Родину, обладающую высокой культурой общения;
совершенствовать ценностно-смысловые представления о человеке и мире в процессе чтения;
развивать потребности в самопознании и самосовершенствовании в процессе чтения и
характеристики (анализа) текста;
формировать в процессе чтения основы гражданской идентичности;
формировать готовность к получению новых знаний, их применению и преобразованию;
развивать эстетические чувства и художественный вкус на основе знакомства с отечественной и
мировой литературой;
развивать морально-этические представления, доброжелательность и эмоционально-нравственную
отзывчивость, понимание и сопереживание чувствам других людей;
развивать личную ответственность за свои поступки в процессе чтения и при сопоставлении образов
и персонажей из прочитанного произведения с собственным опытом;
развивать и углублять восприятие литературы как особого вида искусства, умение соотносить его с
другими видами искусства.
Метапредметные результаты обучения:
формировать способности принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска
средств ее осуществления в процессе чтения и изучения литературного произведения;
формировать умения по освоению способов решения поисковых и творческих задач в процессе
учебной деятельности при изучении курса литературы;
формировать умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с
поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы
достижения результата;
формировать умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности
конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
развивать умение осваивать разнообразные формы познавательной и личностной рефлексии;

формировать умение активно использовать речевые средства и средства информационных и
коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач;
формировать умение использовать различные способы поиска (в справочных источниках и открытом
учебном информационном пространстве сети Интернет) в соответствии с коммуникативными и
познавательными задачами и технологиями учебного предмета «Литература»;
развивать умения осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации
и составлять тексты в устной и письменной формах;
совершенствовать владение логическими действиями сравнения (персонажей, групп персонажей,
двух или нескольких произведений), умениями устанавливать аналогии и причинно-следственные
связи, строить рассуждения в процессе характеристики текста;
развивать готовность слушать собеседника и вести диалог, готовность признавать возможность
существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать
свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий при чтении и обсуждении
художественных произведений;
формировать умение определять общую цель и пути ее достижения, умение договариваться о
распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в
совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
формировать готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и
сотрудничества;
формировать готовность к самостоятельному планированию и осуществлению учебной деятельности,
построению индивидуальной образовательной траектории;
развивать умение овладевать сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений
действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в
соответствии с содержанием изучаемых произведений;
совершенствовать владение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими
существенные связи и отношения внутри литературных текстов, между литературными текстами и
другими видами искусств (музыка, живопись, театр, кино);
развивать интерес к исследовательской и проектной деятельности в процессе изучения курса, в том
числе для реализации личных притязаний и потребностей.
Предметные результаты обучения:
воспитывать творческую личность путем приобщения к литературе как искусству слова;
совершенствовать умения читать правильно и осознанно, вслух и про себя; пересказывать текст
различными способами (полный, выборочный, краткий);
способствовать совершенствованию читательского опыта;
совершенствовать мотивации к систематическому, системному, инициативному, в том числе
досуговому, чтению;
совершенствовать умения пользоваться библиотечными фондами (нахождение нужной книги по теме
урока; для досугового чтения; для выполнения творческих работ и т.д.);
развивать интерес к творчеству;
развивать умение характеризовать художественные и научно-популярные тексты;
развивать навыки характеристики и анализа (в 7—9 классах) текстов различных стилей и жанров в
соответствии с целями и задачами на уроках литературы различных типов;
развивать умения пользоваться монологической, диалогической, устной и письменной речью;
составлять отзыв о прочитанном, краткую аннотацию о книге; создавать творческие
работы различных типов и жанров;
формировать умения нахождения родовых и жанровых особенностей различных видов текстов;
формировать умения по применению литературоведческих понятий для характеристики (анализа)
текста или нескольких произведений.
Главными целями изучения предмета «Литература» являются:
• формирование духовно развитой личности, обладающей гуманистическим мировоззрением,
национальным самосознанием и общероссийским гражданским сознанием, чувством
патриотизма;
• развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся, необходимых для успешной
социализации и самореализации личности;
• постижение учащимися вершинных произведений отечественной и мировой литературы, их
чтение и анализ, основанный на понимании образной природы искусства слова, опирающийся на
принципы единства художественной формы и содержания, связи искусства с жизнью, историзма;

• поэтапное, последовательное формирование умений читать, комментировать, анализировать и
интерпретировать художественный текст;
• овладение возможными алгоритмами постижения смыслов, заложенных в художественном
тексте (или любом другом речевом высказывании), и создание собственного текста,
представление своих оценок и суждений по поводу прочитанного;
• овладение важнейшими общеучебными умениями и универсальными учебными действиями
(формулировать цели деятельности, планировать её, осуществлять библиографический поиск,
находить обрабатывать необходимую информацию из различных источников, включая Интернет,
и др.);
• использование опыта общения с произведениями художественной литературы в повседневной
жизни и учебной деятельности, речевом
самосовершенствовании.
Специфика учебного предмета «Литература» определяется тем, что он представляет собой
единство словесного искусства и основ
науки (литературоведения), которая изучает это искусство. Вторая ступень школьного
литературного образования (основная школа, 5—9 классы) охватывает три возрастные группы,
образовательный и психофизиологический уровни развития которых определяют основные виды
учебной деятельности. Первая группа активно воспринимает прочитанный текст, но
недостаточно владеет собственно техникой чтения, вторая владеет техникой чтения и более
подготовлена к толкованию прочитанного. Именно поэтому на занятиях с первой группой важно
уделять больше внимания различным видам чтения: индивидуальному чтению вслух, чтению по
ролям, инсценированию, различным видам пересказов (подробному, сжатому, с изменением лица
рассказчика, с сохранением стиля художественного произведения и т. д.).
В учебной работе со второй группой необходимо активизировать умения анализировать
художественное произведение, воплощая результаты этой работы в филологически грамотные
устные и письменные высказывания. В 9 классе начинается линейный курс на историколитературной основе (древнерусская литература — литература XVIII века — литература первой
половины XIX века), который будет продолжен в старшей школе. В 9 классе активизируется
связь курса литературы с курсами отечественной и мировой истории, МХК, идёт углубление
понимания содержания произведения в контексте развития культуры, общества в целом,
активнее привлекается критическая, мемуарная, справочная литература, исторические
документы, более определённую филологическую направленность получает проектная
деятельность учащихся. Содержание каждого курса (класса) включает в себя произведения
русской и зарубежной литературы, поднимающие вечные проблемы (добро, зло, жестокость и
сострадание, великодушие, прекрасное в природе и человеческой жизни, роль и значение книги в
жизни писателя и читателя и т. д.).

Родной язык
Место предмета в учебном плане: учебный предмет «Родной русский язык» изучается на уровне
основного общего образования в 9 классах. Срок реализации на уровне основного общего
образования составляет 2 года. Программа учебного предмета «Русский родной язык» рассчитана на
общую учебную нагрузку в объеме 35 часов.
В программе определены требования к результатам освоения основной образовательной
программы основного общего образования по русскому родному языку на личностном,
метапредметном и предметном уровнях, содержание учебного предмета «Русский родной язык».

Программа определяет содержание учебного предмета по годам обучения, основные
методические стратегии обучения, воспитания и развития обучающихся средствами учебного
предмета «Русский родной язык».
Программа учебного предмета «Родной русский язык» разработана на основе примерной
программы по учебному предмету «Русский родной язык» для образовательных организаций,
реализующих программы основного общего образования. Содержание предмета ориентировано

на сопровождение и поддержку основного курса русского языка, обязательного для изучения во
всех школах Российской Федерации, и направлено на достижение результатов освоения
основной образовательной программы основного общего образования по русскому языку,
заданных соответствующим федеральным государственным образовательным стандартом. В то
же время цели курса русского языка в рамках образовательной области «Родной язык и родная
литература» имеют свою специфику, обусловленную дополнительным, по сути дела, характером
предмета.
Родная литература
Место предмета в учебном плане: учебный предмет «Родная литература» изучается на уровне
основного общего образования в 9 классах. Срок реализации на уровне основного общего
образования составляет 2 года. Программа учебного предмета «Родная литература» рассчитана на
общую учебную нагрузку в объеме 35 часов
Программа учебного курса «Родная литература» разработана на основе примерной основной
образовательной программы основного общего образования. Содержание курса ориентированона
сопровождение и поддержку основного курса литературы, обязательного для изучения во всех
школах Российской Федерации, и направлено на достижение результатов освоения основной
образовательной программы основного общего образования по литературе, заданных
соответствующим федеральным государственным образовательным стандартом. В то же время
цели курса родной литературы в рамках образовательной области «Родной язык и родная
литература» имеют свою специфику, обусловленную дополнительным, по сути дела, характером
курса.
Данная программа конкретизирует содержание стандарта, даёт распределение учебных
часов по разделам курса, последовательность изучения литературных произведений с учетом
межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных
особенностей учащихся.
Иностранный язык (английский язык)
Рабочая программа составлена на основе:
1. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования ( приказ
№1897 от 17 декабря 2010)- в действующей редакции
2. Основная образовательная программа основного общего образования МБОУ «СОШ №10». Приказ
№144 от 25.08.2020
3. Положение о рабочей программе учебных предметов, курсов МБОУ «СОШ №10» г. Славгорода
Алтайского края. Приказ №55 от 25.03.2019
4. Положение о формах периодичности и порядке текущего контроля успеваемости и промежуточной
аттестации обучающихся МБОУ «СОШ №10» г. Славгорода Алтайского края. Приказ №143 от
30.08.2019

5. Рабочая программа. Английский язык. 5-9 классы: учебно-методическое пособие / О. В.
Афанасьева, И. В. Михеева, Н. В. Языкова, Е. А. Колесникова. – М.: Дрофа, 2015. – (Rainbow
English).
Основные цели и задачи:
• формирование умений общаться на иностранном языке с учетом речевых возможностей и
потребностей обучающихся;
• развитие личности ребенка, его речевых способностей, внимания, мышления, памяти и
воображения; мотивации к дальнейшему овладению иностранным языком;
• обеспечение коммуникативно-психологической адаптации младших школьников к новому
языковому миру для преодоления в дальнейшем психологических барьеров в использовании
иностранного языка как средства общения;
• освоение элементарных лингвистических представлений, доступных младшим школьникам и
необходимых для овладения устной и письменной речью на иностранном языке;

• приобщение детей к новому социальному опыту с использованием иностранного языка:
знакомство второклассников с миром зарубежных сверстников, с зарубежным детским
фольклором; воспитание дружелюбного отношения к представителям других стран;
• формирование речевых, интеллектуальных и познавательных способностей младших
школьников, а также их общеучебных умений.

Количество часов: 102 часа, 3 часа в неделю
9 класс

102

Общее количество часов

102

В соответствии с учебным планом МБОУ «СОШ № 10» авторская программа для 9 класса
сокращена до 102 часов (34 учебные недели) за счет резервных и дополнительных уроков,
предусмотренных авторской программой.
Второй иностранный язык
Место предмета в учебном плане: 9 класс – 68 час. в соответствии с программой курса «Немецкий
язык.»
Коммуникативные умения
Говорение
Диалогическая речь
Развитие умений диалогической речи в рамках изучаемого предметного содержания речи: умений
вести диалоги разного характера: этикетный диалог в ситуации бытового общения (приветствовать,
прощаться, узнавать, как дела, знакомиться, расспрашивать о дороге, благодарить за информацию),
диалог-расспрос (о себе, о друзьях, о хобби, о распорядке дня), диалог-обмен мнениями (о
необходимости карманных денег, о моде, о выборе профессии).
Объем диалога не менее 3 реплик со стороны каждого учащегося. Продолжительность диалога – до
2,5-3 минут.
Говорение (монологическая речь)
Развитие умений строить связные высказывания о себе и других людях, о школьных уроках, о хобби,
о домашних животных, о предпочтениях в еде, о дружбе, о внешности, о своей комнате, о своем
городе с использованием основных коммуникативных типов речи (повествование, описание), с
высказыванием своего мнения и краткой аргументацией за и против с опорой и без опоры на
зрительную наглядность, прочитанный/прослушанный текст и/или вербальные опоры (ключевые
слова, план, вопросы).
Объем монологического высказывания от 8-10 фраз. Продолжительность монологического
высказывания – 1,5-2 минуты.
Аудирование
Восприятие на слух и понимание несложных аутентичных аудиотекстов, содержащих наряду с
изученными и некоторое количество незнакомых языковых явлений, с разной глубиной и точностью
проникновения в их содержание (с пониманием основного содержания, с выборочным пониманием)
в зависимости от решаемой коммуникативной задачи. Развитие умения определять основную тему и
главные факты/события в воспринимаемом на слух тексте, а также умения выделить значимую
информацию в одном или нескольких несложных аутентичных коротких текстах.
Жанры текстов: прагматические, информационные.
Типы текстов: высказывания собеседников в ситуациях повседневного общения, сообщение, беседа,
интервью, объявление.
Время звучания текстов для аудирования – до 1,5–2 минут.
Чтение
Чтение и понимание текстов с различной глубиной и точностью проникновения в их содержание: с
пониманием основного содержания, с выборочным пониманием нужной/ интересующей/
запрашиваемой информации, с полным пониманием.

Жанры текстов: публицистические, художественные, прагматические.
Типы текстов: статья, интервью, электронное письмо, объявление, смс и др.
Чтение с пониманием основного содержания осуществляется на несложных аутентичных текстах в
рамках предметного содержания, обозначенного в программе. Тексты могут содержать некоторое
количество неизученных языковых явлений. Объем текстов для чтения – 500 – 700 слов.
Чтение с выборочным пониманием нужной /интересующей /запрашиваемой информации
осуществляется на несложных аутентичных текстах, содержащих некоторое количество незнакомых
языковых явлений. Объем текста для чтения – 200 – 350 слов.
Чтение с полным пониманием осуществляется на несложных аутентичных текстах, построенных на
изученном языковом материале. Объем текста для чтения – около 500 слов.
Независимо от вида чтения возможно использование двуязычного словаря.
Письменная речь
Развитие умений письменной речи:
заполнять анкеты и формуляры;
писать открытку с поздравлением (объемом 30 слов, включая адрес), составлять список покупок,
план путешествия.
составлять план, тезисы устного/письменного сообщения.
делать выписки из текстов; составлять небольшие письменные высказывания в рамках изученной
тематики (с опорой на образец) в соответствии с коммуникативной задачей.
Предметное содержание речи
Моя семья. Взаимоотношения в семье.
Мои друзья. Лучший друг/подруга. Межличностные взаимоотношения с друзьями и в школе.
Школа. Школьная жизнь, изучаемые предметы и отношение к ним. Переписка с зарубежными
сверстниками.
Выбор профессии. Мир профессий. Проблема выбора профессии.
Окружающий мир. Природа: животные. Погода.
Здоровый образ жизни. Режим труда и отдыха, спорт, питание.
Свободное время. Досуг и увлечения. Поход по магазинам. Карманные деньги.
Немецкоязычные страны и Россия. Географическое положение, столицы и крупные города.
Математика
( модуль «Алгебра»), (модуль «Геометрия»)
102 часа по алгебре (3 часа в неделю); 68 часов по геометрии (2 часа в неделю). В год 170 часов.
Обучение математике в основной школе направлено на достижение следующих целей:
1. В направлении личностного развития:
- развитие логического и критического мышления, культуры речи, способности к умственному
эксперименту;
- формирование у учащихся интеллектуальной честности и объективности, способности к
преодолению мыслительных стереотипов, вытекающих из обыденного опыта;
- воспитание качеств личности, обеспечивающих социальную мобильность, способность
принимать самостоятельные решения;
- формирование качеств мышления, необходимых для адаптации в современном
информационном обществе;
- развитие интереса к математическому творчеству и математических способностей.
2. В метапредметном направлении:
- формирование представлений о математике как части общечеловеческой культуры, о
значимости математики в развитии цивилизации и современного общества;
- развитие представлений о математике как форме описания и методе познания
действительности, создание условий для приобретения первоначального опыта математического
моделирования;
- формирование общих способов интеллектуальной деятельности, характерных для математики и
являющихся основой познавательной культуры, значимой для различных сфер человеческой
деятельности.
3. В предметном направлении:
- овладение математическими знаниями и умениями, необходимыми для продолжения обучения
в старшей школе или иных общеобразовательных учреждениях, изучения смежных дисциплин,
применения в повседневной жизни;

- создание фундамента для математического развития, формирования механизмов мышления,
характерных для математической деятельности.
Глава 1. Неравенства с одной переменной. Системы и совокупности неравенств(16 ч)
Линейное и квадратное неравенство с одной переменной, частное и общее решение, равносильность,
равносильные преобразования, метод интервалов. Рациональные неравенства с одной переменной,
метод интервалов, кривая знаков, нестрогие и строгиенеравенства.
Системы линейных неравенств, частное и общее решение системы неравенств.
Глава 2. Системы уравнений(15ч)
Рациональное уравнение с двумя переменными, решение уравнения с двумя переменными,
равносильные преобразования, график уравнения, система уравнений, решение системыуравнений.
Метод подстановки, метод алгебраического сложения, метод введения новых переменных,
равносильные системы уравнений, алгоритм метода подстановки. Составление математической
модели, система двух нелинейных уравнений, работа с составленной моделью, применение всех
методов решения системы уравнений.
Глава 3. Числовые функции (25ч)
Функция, независимая и зависимая переменная, область определения и множество значений
функции, кусочно-заданнаяфункция.
Способы задания функции, график функции, аналитический, графический, табличный, словесный.
Возрастающая и убывающая на множестве, монотонная функция, исследование на монотонность,
ограниченная снизу и сверху на множестве, ограниченная функция, наименьшее наибольшее
значение на множестве, непрерывная функция, выпуклая вверх или вниз, элементарныефункции.
Четная функция, нечетная функция, симметричное множество, алгоритмисследования функции на
четность, график нечетной функции, график четнойфункции.
Степенная функция с натуральным показателем, свойства степенной функции с натуральным
показателем, график степенной функции с четным показателем, график степенной функции с
нечетным показателем, кубическая парабола, решение уравненийграфически.
Степенная функция с отрицательным целым показателем, свойства степенной функции с
отрицательным целым показателем, график степенной функции с четным отрицательным целым
показателем, график степенной функции с нечетным отрицательным целым показателем, решение
уравненийграфически.
Глава 4.Прогрессии (16ч)
Числовая последовательность, способы задания, аналитическое задание, словесное задание,
рекуррентное задание, свойства числовых последовательностей, монотонная последовательность,
возрастающая последовательность,убывающая последовательность.
Арифметическая прогрессия, разность, возрастающая прогрессия, конечная прогрессия, формула nго члена арифметической прогрессии, формула суммы членов арифметической прогрессии, среднее
арифметическое, характеристическое свойство арифметическойпрогрессии.
Геометрическая прогрессия, знаменатель прогрессии, возрастающая прогрессия, конечная
прогрессия, формула n-го члена геометрической прогрессии, показательная функция, формула суммы
членов конечной геометрической прогрессии, характеристическое свойство
геометрическойпрогрессии.
Глава 5. Элементы комбинаторики, статистики и теории вероятностей (12ч)
Всевозможные комбинации, комбинаторные задачи, дерево возможных вариантов, правило
умножения.
События достоверные, невозможные, случайные; классическая вероятностная схема, классическое
определениевероятности.
Вариант, многоугольник распределения данных, кривая нормального распределения. Статистические
характеристики данных: мода, медиана, среднее арифметическое, варианта, чистота и т.д.
Итоговое повторение (15 ч)
Глава 9. Векторы. (10 ч)
Понятие вектора. Длина (модуль) вектора. Равенство векторов. Коллинеарные векторы. Сложение и
вычитание векторов, заданных геометрически. Построение вектора из данного, полученного путем
его умножения на число. Разложение вектора по двум неколлинеарным векторам.
Глава 10. Метод координат (11 ч).

Координаты вектора. Сложение и вычитание векторов. Умножение вектора на число. Скалярное
произведение векторов. Простейшие задачи в координатах. Уравнения окружности и прямой.
Применение векторов и координат при решении задач.
Глава 11. Соотношения между сторонами и углами треугольника. Скалярное произведение векторов.
(13 ч.)
Скалярное произведение векторов. Синус, косинус и тангенс угла. Теоремы синусов и косинусов.
Решение треугольников. Скалярное произведение векторов и его применение в геометрических
задачах.
Глава 12. Длина окружности и площадь круга (12 ч.)
Правильные многоугольники. Окружности, описанная около правильного многоугольника и
вписанная в него. Построение правильных многоугольников. Длина окружности. Площадь круга.
Глава 13. Движения (9 ч.)
Отображение плоскости на себя. Понятие движения. Осевая и центральная симметрии.
Параллельный перенос. Поворот. Наложения и движения.
Глава 14. Начальные сведения из стереометрии (2 ч).
Многогранники. Выпуклые многогранники. Параллелепипед. Призма. Пирамида. Развертка
прямоугольного параллелепипеда. Тела вращения. Цилиндр. Конус. Развертка цилиндра.
Об аксиомах планиметрии (2 ч)
Система аксиом планиметрии. Аксиоматический метод решения задач.
Повторение. Решение задач (9 ч)
Информатика
На изучение информатики в учебном плане отводится 1 час (9 классы)
Планируемые результаты освоения учебного предмета:
Личностные результаты
1. Формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития
науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное
многообразие современного мира.
Информатика, как и любая другая учебная дисциплина, формирует определенную составляющую
научного мировоззрения. Она формирует представления учащихся о науках, развивающих
информационную картину мира, вводит их в область информационной деятельности людей.
Формирование информационной картины мира происходит через:
понимание и умение объяснять закономерности протекания информационных процессов в системах
различной природы, их общность и особенности;
умение описывать, используя понятия информатики, информационные процессы функционирования,
развития, управления в природных, социальных и технических системах;
анализ исторических этапов развития средств ИКТ в контексте развития общества.
2. Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками,
детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно
полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности.
Указанный возраст характеризуется стремлением к общению и совместной полезной деятельности со
сверстниками. Возможности информатики легко интегрируются с возможностями других предметов,
на основе этого возможна организация:
целенаправленного поиска и использования информационных ресурсов, необходимых для решения
учебных и практических задач, в том числе с помощью средств ИКТ;
анализа информационных процессов, протекающих в социотехнических, природных, социальных
системах;
оперирования с информационными объектами, их преобразования на основе формальных правил;
применения средств ИКТ для решения учебных и практических задач из областей, изучаемых в
различных школьных предметах, охватывающих наиболее массовые применения ИКТ в современном
обществе.

3. Приобретение опыта выполнения с использованием информационных технологий индивидуальных
и коллективных проектов, таких как разработка программных средств учебного назначения, издание
школьных газет, создание сайтов, виртуальных краеведческих музеев и т. д.
Результаты совместной работы легко использовать для создания информационных объектов (текстов,
рисунков, программ, результатов расчетов, баз данных и т. п.), в том числе с помощью
компьютерных программных средств. Именно они станут основой проектной исследовательской
деятельности учащихся.
4. Знакомство с основными правами и обязанностями гражданина информационного общества.
5. Формирование представлений об основных направлениях развития информационного сектора
экономики, основных видах профессиональной деятельности, связанных с информатикой и
информационными технологиями.
В контексте рассмотрения вопросов социальной информатики изучаются характеристики
информационного общества, формируется представление о возможностях и опасностях глобализации
информационной сферы. Учащиеся научатся соблюдать нормы информационной культуры, этики и
права, с уважением относиться к частной информации и информационным правам других людей.
6. Формирование на основе собственного опыта информационной деятельности представлений о
механизмах и законах восприятия и переработки информации человеком, техническими и
социальными системами. Освоение основных понятий информатики (информационный процесс,
информационная модель, информационный объект, информационная технология, информационные
основы управления, алгоритм, автоматизированная информационная система, информационная
цивилизация и др.) позволяет учащимся:
получить представление о таких методах современного научного познания, как системноинформационный анализ, информационное моделирование, компьютерный эксперимент;
использовать необходимый математический аппарат при решении учебных и практических задач
информатики;
освоить основные способы алгоритмизации и формализованного представления данных.
Метапредметные результаты
развитие ИКТ-компетентности, т. е. приобретение опыта создания, преобразования, представления,
хранения информационных объектов (текстов, рисунков, алгоритмов и т. п.) с использованием
наиболее широко распространенных компьютерных минструментальных средств;
осуществление целенаправленного поиска информации в различных информационных массивах, в
том числе электронных энциклопедиях, сети Интернет и т. п., анализа и оценки свойств полученной
информации с точки зрения решаемой задачи;
целенаправленное использование информации в процессе управления, в том числе с помощью
аппаратных и программных средств компьютера и цифровой бытовой техники;
умения самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно
выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
умения соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей
деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках
предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся
ситуацией;
умение оценивать правильность выполнения учебной задачи и собственные возможности ее
решения;
владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного
выбора в учебной и познавательной деятельности;
умения определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать,
самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинноследственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и
по аналогии) и делать выводы;
умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения
учебных и познавательных задач. Важнейшее место в курсе занимает тема «Моделирование и
формализация», в которой исследуются модели из различных предметных областей: математики,
физики, химии и собственно информатики. Эта тема способствует информатизации учебного
процесса в целом, придает курсу «Информатика» межпредметный характер.
Предметные результаты
Среди предметных результатов ключевую роль играют:
понимание роли информационных процессов в современном мире;

формирование информационной и алгоритмической культуры; формирование представления о
компьютере как универсальном устройстве обработки информации; развитие основных навыков и
умений использования компьютерных устройств;
формирование представления об основных изучаемых понятиях: информация, алгоритм, модель — и
их свойствах;
развитие алгоритмического и системного мышления, необходимых для профессиональной
деятельности в современном обществе; развитие умений составить и записать алгоритм для
конкретного исполнителя; формирование знаний об алгоритмических конструкциях, логических
значениях и операциях; знакомство с одним из языков программирования и основными
алгоритмическими структурами — линейной, условной и циклической;
формирование умений формализации и структурирования информации, выбора способа
представления данных в соответствии с поставленной задачей (таблицы, схемы, графики,
диаграммы) с использованием соответствующих программных средств обработки данных;
формирование навыков и умений безопасного и целесообразного поведения при работе с
компьютерными программами и в Интернете, умения соблюдать нормы информационной этики и
права. Большое значение в курсе имеет тема «Коммуникационные технологии», в которой учащиеся
не только знакомятся с основными сервисами Интернета, но и учатся применять их на практике.
Содержание учебного предмета
Содержание информатики в учебниках для 7–9 классов построено на единой системе понятий,
отражающих основные содержательные линии:
• информация и информационные процессы;
• компьютер как универсальное устройство обработки информации;
• алгоритмизация и программирование;
• информационные модели из различных предметных областей;
• информационные и коммуникационные технологии;
• информационное общество и информационная безопасность.
История России. Всеобщая история
На изучение истории России в учебном плане отводится 2 час. в 9 классе
Планируемые результаты изучения учебного предмета История России.
Личностными результатами изучения отечественной истории являются:
первичная социальная и культурная идентичность на основе усвоения системы исторических
понятий и представлений о прошлом Отечества (период до XVII в.), эмоционально положительное
принятие своей этнической идентичности;
уважение и принятие культурного многообразия народов России и мира, понимание важной роли
взаимодействия народов;
изложение своей точки зрения, её аргументация (в соответствии с возрастными возможностями);
следование этическим нормам и правилам ведения диалога;
формулирование ценностных суждений и/или своей позиции по изучаемой проблеме;
проявление доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, эмпатии как
понимания чувств других людей и сопереживания им;
соотнесение своих взглядов и принципов с исторически возникавшими мировоззренческими
системами (под руководством учителя);
обсуждение и оценивание собственных достижений, а также достижений других обучающихся (под
руководством педагога);
навыки конструктивного взаимодействия в социальном общении.
В ряду метапредметных результатов изучения истории можно отметить следующие умения:
осуществлять постановку учебной задачи (при поддержке учителя);
планировать при поддержке учителя пути достижения образовательных целей, выбирать наиболее
эффективные способы решения учебных и познавательных задач, оценивать правильность
выполнения действий;
соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности
в процессе достижения результата, оценивать правильность решения учебной задачи;
работать с дополнительной информацией, анализировать графическую, художественную, текстовую,
аудиовизуальную информацию, обобщать факты, составлять план, тезисы, формулировать и
обосновывать выводы и т. д.;

критически оценивать достоверность информации (с помощью педагога), собирать и фиксировать
информацию, выделяя главную и второстепенную;
использовать в учебной деятельности современные источники информации, находить информацию в
индивидуальной информационной среде, среде образовательного учреждения, федеральных
хранилищах образовательных информационных ресурсов и Интернете под руководством педагога;
использовать ранее изученный материал для решения познавательных задач;
ставить репродуктивные вопросы по изученному материалу;
определять понятия, устанавливать аналогии, классифицировать явления, с помощью учителя
выбирать основания и критерии для классификации и обобщения;
логически строить рассуждение, выстраивать ответ в соответствии с заданием, целью (сжато, полно,
выборочно);
применять начальные исследовательские умения при решении поисковых задач;
решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных видах
публичных выступлений (высказывание, монолог, беседа, сообщение, презентация, дискуссия и др.),
а также в форме письменных работ;
использовать ИКТ-технологии для обработки, передачи, систематизации и презентации информации;
планировать этапы выполнения проектной работы, распределять обязанности, отслеживать
продвижение в выполнении задания и контролировать качество выполнения работы;
организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками,
работать индивидуально и в группе;
определять свою роль в учебной группе, вклад всех участников в общий результат;
выявлять позитивные и негативные факторы, влияющие на результаты и качество выполнения
задания.
Предметные результаты изучения истории включают:
применение основных хронологических понятий, терминов (век, его четверть, треть);
установление синхронистических связей истории России и стран Европы и Азии в XVI—XVII вв.;
составление и анализ генеалогических схем и таблиц;
определение и использование исторических понятий и терминов;
использование сведений из исторической карты как источника информации;
овладение представлениями об историческом пути России XVI-XVII вв. и судьбах населяющих её
народов;
описание условий существования, основных занятий, образа жизни народов России, исторических
событий и процессов;
использование знаний о месте и роли России во всемирно-историческом процессе в изучаемый
период;
сопоставление развития Руси и других стран в период Средневековья, выявление общих черт и
особенностей (в связи с понятиями «централизованное государство», «всероссийский рынок» и др.);
понимание взаимосвязи между социальными явлениями и процессами, их влияния на жизнь народов
России;
высказывание суждений о значении и месте исторического и культурного наследия предков;
поиск информации в источниках различного типа и вида (в материальных памятниках, фрагментах
летописей, правовых документов, публицистических произведений и др.);
анализ информации о событиях и явлениях прошлого с использованием понятийного и
познавательного инструментария социальных наук;
сравнение (под руководством учителя) свидетельств различных исторических источников, выявление
в них общих черт и особенностей;
использование приёмов исторического анализа (сопоставление и обобщение фактов, раскрытие
причинно-следственных связей, целей и результатов деятельности персоналий и др.);
раскрытие характерных, существенных черт: а) экономических и социальных отношений и
политического строя на Руси и в других государствах; б) ценностей, господствовавших в
средневековых обществах, религиозных воззрений, представлений средневекового человека о мире;
понимание исторической обусловленности и мотивации поступков людей эпохи Средневековья,
оценивание результатов жизнедеятельности исходя из гуманистических установок, национальных
интересов Российского государства;
сопоставление (с помощью учителя) различных версий и оценок исторических событий и личностей;
определение и аргументация собственного отношения к дискуссионным проблемам прошлого;
систематизация информации в ходе проектной деятельности, представление её результатов как по
периоду в целом, так и по отдельным тематическим блокам;

поиск и презентация материалов истории своего края, страны, применение краеведческих знаний при
составлении описаний исторических и культурных памятников на территории современной
Российской Федерации;
расширение опыта применения историко-культурного, историко-антропологического,
цивилизационного подходов к оценке социальных явлений;
составление с привлечением дополнительной литературы описания памятников средневековой
культуры Руси и других стран, рассуждение об их художественных достоинствах и значении;
понимание культурного многообразия народов Евразии в изучаемый период, личностное осмысление
социального, духовного, нравственного опыта народов России.
Содержание учебного предмета.
9 класс
1. Александровская эпоха: государственный либерализм
2. Николаевская эпоха: государственный консерватизм
3. Культурное пространство империи в первой половине XIX в.
4. Преобразования Александра II: социальная и правовая модернизация
5. «Народное самодержавие» Александра III
6. Культурное пространство империи во второй половине XIX века
7. Россия в начале ХХ в.: кризис империи
8. Общество и власть после революции 1905—1907 гг.
9. Серебряный век русской культуры
Обществознание
На изучение обществознания в учебном плане отводтся 1 час. в неделю
Личностными результатами освоения пятиклассниками содержания программы по обществознанию
являются:
—мотивированность на посильное и созидательное участие в жизни общества;
—заинтересованность не только в личном успехе, но и в благополучии и процветании своей страны;
—ценностные ориентиры, основанные на идеях патриотизма, любви и уважения к Отечеству;
необходимости поддержания гражданского мира и согласия; отношении к человеку, его правам и
свободам как высшей ценности; стремление к укреплению исторически сложившегося
государственного единства; признании равноправия народов, единства разнообразных культур;
убежденности в важности для общества семьи и семейных традиций; осознании своей
ответственности за страну перед нынешними и грядущими поколениями.
Метапредметными результатами освоения пятиклассниками содержания программы по
обществознанию являются:
—умение сознательно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до
получения и оценки результата);
—умение объяснять явления и процессы социальной действительности с научных позиций;
рассматривать их комплексно в контексте сложившихся реалий и возможных перспектив;
—способности анализировать реальные социальные ситуации, выбирать адекватные способы
деятельности и модели поведения в рамках реализуемых основных социальных ролей, свойственных
подросткам;
- овладение различными видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия) и
следовании этическим нормам и правилам ведения диалога;
—умение выполнять познавательные и практические задания, в том числе с использованием
проектной деятельность на уроках и в доступной социальной практике, на:
1) использование элементов причинно – следственного анализа;
2) исследование несложных реальных связей и зависимостей;
3) определение сущностных характеристик изучаемого объекта; выбор верных критериев для
сравнения, сопоставления, оценки объектов;
4) поиск и извлечение нужной информации по заданной теме и адаптированных источниках
различного типа;
5) перевод информации из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, из
аудиовизуального ряда в текст и др.); выбор знаковых систем адекватно познавательной и
коммуникативной ситуации;
6) подкрепление изученных положений конкретными примерами;

7) оценку своих учебных достижений, поведения, черт своей личности с учетом мнения других
людей, в том числе для корректировки собственного поведения в окружающей среде; выполнение в
повседневной жизни этических и правовых норм, экологических требований;
8) определение собственного отношения к явлениям современной жизни, формулирование своей
точки зрения.
Предметными результатами освоения пятиклассниками содержания программы по обществознанию
являются:
—относительно целостное представление об обществе и человеке, о сферах и областях общественной
жизни, механизмах и регуляторах деятельности людей;
—знание ряда ключевых понятий об основных социальных объектах; умение объяснять с опорой на
эти понятия явления социальной действительности;
—знания, умения и ценностные установки, необходимые для сознательного выполнения старшими
подростками основных ролей в пределах своей дееспособности;
—умения находить нужную социальную информацию в педагогически отобранных источниках;
адекватно ее воспринимать, применяя основные обществоведческие термины и понятия;
преобразовывать в соответствии с решаемой задачей (анализировать, обобщать, систематизировать,
конкретизировать имеющиеся данные, соотносить их с собственными знаниями); давать оценку
общественным явлениям с позиций одобряемых в современном российском обществе социальных
ценностей;
—понимание побудительной роли мотивов в деятельности человека, места ценностей в
мотивационной структуре личности, их значения в жизни человека и развитии общества;
—знание основных нравственных и правовых понятий, норм и правил, понимание их роли как
решающих регуляторов общественной жизни; умение применять эти нормы и правила к анализу и
оценке реальных социальных ситуаций; установка на необходимость руководствоваться этими
нормами и правилами в собственной повседневной жизни;
—приверженность гуманистическим и демократическим ценностям, патриотизм и
гражданственность;
—знание особенностей труда как одного из основных видов деятельности человека, основных
требований трудовой этики в современном обществе, правовых норм, регулирующих трудовую
деятельность несовершеннолетних;
—понимание значения трудовой деятельности для личности и общества;
—понимание специфики познания мира средствами искусства в соответствии с другими способами
познания;
—понимание роли искусства в становлении личности и в жизни общества;
—знание определяющих признаков коммуникативной деятельности в сравнении с другими видами
деятельности;
—знание новых возможностей для коммуникации в современном обществе; умение использовать
современные средства связи и коммуникации для поиска и обработки необходимой социальной
информации;
—понимание языка массовой социально – политической коммуникации, позволяющее осознанию
воспринимать соответствующую информацию, умение различать факты, аргументы, оценочные
суждения;
—понимание значения коммуникации в межличностном общении;
—умение взаимодействовать в ходе выполнения групповой работы, вести диалог, участвовать в
дискуссии, аргументировать собственную точку зрения.
Содержание учебного предмета.
I. Человек в социальном измерении
II. Ближайшее социальное окружение
III. Общество — большой «дом» человечества
IV. Общество, в котором мы живём
V. Регулирование поведения людей в обществе
VI. Основы российского законодательства
VII. Мир экономики
VIII. Человек в экономических отношениях
IX. Мир социальных отношений
X. Политическая жизнь общества
XI. Культурно-информационная среда общественной жизни
XII. Человек в меняющемся обществе

География
Место курса в учебном плане. География в основной школе изучается 9 классах - 68 час. (2 час. в
неделю).
Предметные результаты обучения
Учащийся должен уметь:
называть различные источники географической информации и методы получения географической
информации;
называть (показывать) численность населения РФ, крупные народы РФ, места их проживания,
крупнейшие города, главную полосу расселения;
объяснять значение понятий: «естественное движение», «механическое движение», или «миграции»
(причины, виды, направления), «состав населения» (половой, возрастной, этнический, религиозный),
«трудовые ресурсы», «плотность населения», «урбанизация», «агломерация», «отрасль», «состав и
структура хозяйства», «факторы размещения», «специализация», «кооперирование»,
«комбинирование», «себестоимость»;
объяснять демографические проблемы;
читать и анализировать тематические карты, половозрастные пирамиды, графические и
стратегические материалы, характеризующие население РФ;
объяснять размещение основных отраслей промышленности и сельского хозяйства, влияние
хозяйственной деятельности человека на окружающую среду;
описывать (характеризовать) отрасль или межотраслевой комплекс;
называть (показывать) субъекты Российской Федерации, крупные географические регионы РФ и их
территориальный состав;
объяснять значения понятий: «районирование», «экономический район», «специализация
территории», «географическое разделение труда»;
объяснять особенности территории, населения и хозяйства крупных географических регионов РФ, их
специализацию и экономические связи;
описывать (характеризовать) природу, население, хозяйство, социальные, экономические и
экологические проблемы регионов, отдельные географические объекты на основе различных
источников информации.
Физика
Место предмета в учебном плане. В основной школе физика изучается 9 класс. Из расчета по 2 часа
в неделю.
Планируемые результаты
Личностными результатами обучения физике являются:
сформированность познавательных интересов на основе развития интеллектуальных и творческих
способностей учащихся;
убеждённость в возможности познании природы, в необходимости разумного использования
достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества, уважение к
творцам науки и техники, отношение к физике как элементу общечеловеческой культуры;
самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений;
готовность к выбору жизненного пути в соответствии с собственными интересами и возможностями;
мотивация образовательной деятельности школьников на основе личностно –
ориентированного подхода;
формирование ценностных отношений друг к другу, учителю, авторам открытий и изобретений,
результатам обучения.
Метапредметными результатами обучения физике являются:
овладение навыками самостоятельного приобретения новых знаний, организации учебной
деятельности, постановки целей, планирования,
самоконтроля и оценки результатов своей деятельности, умениями предвидеть возможные
результаты своих действий;
понимание различий между исходными фактами и гипотезами для их объяснения, теоретическими
моделями и реальными объектами,
овладение УУД на примерах гипотез для объяснения известных фактов и экспериментальной
проверки выдвигаемых гипотез, разработки
теоретических моделей процессов или явлений;

формирование умений воспринимать, перерабатывать и предъявлять информацию в словесной,
образной, символической формах, анализировать и перерабатывать полученную информацию в
соответствии с поставленными задачами, выделять основное содержание прочитанного текста,
находить в нём ответы на поставленные вопросы и излагать его;
приобретение опыта самостоятельного поиска, анализа, отбора информации с использованием
различных источников и новых информационных технологий для решения познавательных задач;
развитие монологической и диалогической речи, умения выражать свои мысли и способности
выслушивать собеседника, понимать его точку зрения,
признавать право другого человека на иное мнение;
освоение приёмов действий в нестандартных ситуациях, овладение эвристическими методами
решения проблем;
формирование умений работать в группе с выполнением различных социальных ролей, представлять
и отстаивать свои взгляды и убеждения , вести дискуссию.
Предметные результаты обучения физике в основной школе представлены в содержании курса по
темам.
Биология
Место предмета в учебном плане. В основной школе биология изучается 9 класс по 2 часа в неделю.
Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждого раздела
Химия
Место предмета в учебном плане. В основной школе химия изучается 9 класс, из расчета 2 часа в
неделю.
Планируемые результаты
По завершении курса химии на этапе основного общего образования выпускники основной школы
должны овладеть следующими результатами:
Личностные результаты
— знание и понимание: основных исторических событий, связанных с развитием химии; достижений
в области химии и культурных традиций своей страны (в том числе научных); общемировых
достижений в области химии; основных принципов и правил отношения к природе; основ здорового
образа жизни и здоровьесберегающих технологий; правил поведения в чрезвычайных ситуациях,
связанных с воздействием различных веществ; основных прав и обязанностей гражданина (в том
числе обучающегося), связанных с личностным, профессиональным и жизненным
самоопределением; социальной значимости и содержания профессий, связанных с химией;
— чувство гордости за российскую химическую науку и достижения ученых; уважение и принятие
достижений химии; любовь и бережное отношение к природе; уважение и учет мнений окружающих
к личным достижениям в изучении химии;
— признание ценности собственного здоровья и здоровья окружающих людей; необходимости
самовыражения, самореализации, социального признания;
— осознание степени готовности к самостоятельным поступкам и действиям, ответственности за их
результаты;
— проявление экологического сознания, доброжелательности, доверия и внимательности к людям,
готовности к сотрудничеству; инициативы и любознательности в изучении веществ и
процессов; убежденности в необходимости разумного использования достижений науки и
технологий;
— умение устанавливать связи между целью изучения химии и тем, для чего это нужно; строить
жизненные и профессиональные планы с учетом успешности изучения химии и собственных
приоритетов.
Метапредметные результаты
— использование различных источников химической информации; получение такой информации, ее
анализ, подготовка на основе этого анализа информационного продукта и его презентация.

— применение основных методов познания (наблюдения, эксперимента, моделирования, измерения и
т. д.) для изучения химических объектов;
— использование основных логических операций (анализа, синтеза, сравнения, обобщения,
доказательства, систематизации, классификации и др.) при изучении химических объектов;
— формулирование выводов и умозаключений из наблюдений и изученных химических
закономерностей;
— прогнозирование свойств веществ на основе знания их состава и строения, а также установления
аналогии;
— формулирование идей, гипотез и путей проверки их истинности;
— определение целей и задач учебной и исследовательской деятельности и путей их достижения;
— раскрытие причинно-следственных связей между составом, строением, свойствами,
применением, нахождением в природе и получением важнейших химических веществ;
— аргументация собственной позиции и ее корректировка в ходе дискуссии по материалам
химического содержания.
Содержание учебного предмета
8 класс
1. Введение
2. Атомы химических элементов
3. Простые вещества
4. Соединения химических элементов
5. Изменения, происходящие с веществами
6. Практикум 1 «Простейшие операции с веществом»
7. Растворение. Растворы. Свойства растворов электролитов
9 класс
1. Общая характеристика химических элементов и химических реакций.
2. Периодический закон и Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева
3. Металлы
4. Практикум «Свойства металлов и их соединений»
5. Неметаллы
6. Обобщение знаний по химии за курс основной школы. Подготовка к ОГЭ
Физическая культура
Место предмета в учебном плане. В основной школе физическая культура изучается с 5 по 9 класс,
из расчета 3 часа в неделю.
Планируемые результаты В соответствии с требованиями к результатам освоения основной
образовательной программы основного общего образования Федерального государственного
образовательного стандарта данная рабочая программа для 5—9 классов направлена на достижение
учащимися личностных, метапредметных и предметных результатов по физической культуре.
Предметные результаты
В основной школе в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом
основного общего образования результаты изучения курса «Физическая культура» должны отражать:
• понимание роли и значения физической культуры в формировании личностных качеств, в активном
включении в здоровый образ жизни, укреплении и сохранении индивидуального здоровья;
• овладение системой знаний о физическом совершенствовании человека, освоение умений отбирать
физические упражнения и регулировать физические нагрузки для самостоятельных систематических
занятий с различной функциональной направленностью (оздоровительной, тренировочной,
коррекционной, рекреативной и лечебной) с учётом индивидуальных возможностей и особенностей
организма, планировать содержание этих занятий, включать их в режим учебного дня и учебной
недели;
• приобретение опыта организации самостоятельных систематических занятий физической культурой
с соблюдением правил техники безопасности и профилактики травматизма; освоение умения
оказывать первую помощь при лёгких травмах; обогащение опыта совместной деятельности в
организации и проведении занятий физической культурой, форм активного отдыха и досуга;
• расширение опыта организации и мониторинга физического развития и физической
подготовленности; формирование умения вести наблюдение за динамикой развития своих основных
физических качеств: оценивать текущее состояние организма и определять тренирующее воздействие
на него занятий физической культурой посредством использования стандартных физических
нагрузок и функциональных проб, определять индивидуальные режимы физической нагрузки,

контролировать направленность её воздействия на организм во время самостоятельных занятий
физическими упражнениями с разной целевой ориентацией;
• формирование умений выполнять комплексы общеразвивающих, оздоровительных и
корригирующих упражнений, учитывающих индивидуальные способности и особенности, состояние
здоровья и режим учебной деятельности; овладение основами технических действий, приёмами и
физическими упражнениями из базовых видов спорта, умением использовать их в разнообразных
формах игровой и соревновательной деятельности; расширение двигательного опыта за счёт
упражнений, ориентированных на развитие основных физических качеств, повышение
функциональных возможностей основных систем организма.
Содержание учебного предмета
1. Знания о физической культуре
2. История физической культуры.
3. Физическая культура (основные понятия).
4. Физическая культура человека.
5. Способы двигательной (физкультурной) деятельности
6. Организация и проведение самостоятельных занятий физической культурой..
7. Оценка эффективности занятий физической культурой.
8. Физическое совершенствование
9. Физкультурно-оздоровительная деятельность.
10. Спортивно-оздоровительная деятельность с общеразвивающей направленностью.
 Гимнастика с основами акробатики. Организующие команды и приемы.
 Легкая атлетика. Беговые упражнения.
 Прыжковые упражнения.
 Метание малого мяча.
 Лыжные гонки. Передвижение на лыжах.
 Спортивные игры. Баскетбол. Игра по правилам.
 Волейбол. Игра по правилам.
 Футбол. Игра по правилам.
11. Прикладно-ориентированная подготовка.
 Упражнения общеразвивающей направленности.
 Гимнастика с основами акробатики. Развитие гибкости, координации движений, силы,
выносливости.
 Легкая атлетика. Развитие выносливости, силы, быстроты, координации движений.
 Лыжная подготовка (лыжные гонки). Развитие выносливости, силы, координации
движений, быстроты.
 Баскетбол. Развитие быстроты, силы, выносливости, координации движений.
 Футбол. Развитие быстроты, силы, выносливости.
Основы безопасности жизнедеятельности
Место предмета в учебном плане. В основной школе ОБЖ изучается 8, 9 классах, из расчета 1
час в неделю.
Планируемые результаты
Личностные результаты:
-усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных и
экстремальных ситуациях, а также правил поведения на дорогах и на транспорте;
-формирование понимания ценности здорового, разумного и безопасного образа жизни;
-усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального
российского общества, воспитание патриотизма, чувства ответственности и долга перед Родиной;
-формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности к саморазвитию и
самообразованию, осознанному выбору профессии и построению индивидуальной траектории
дальнейшего образования;
- формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки
и общества, учитывающего социальное, культурное, языковое и духовное многообразие
современного мира;
- формирование готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем
взаимопонимания;
- освоение социальных норм, правил и форм поведения в различных группах и сообществах;

-развитие правового мышления и компетентности при решении моральных проблем, формирование
моральных качеств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к
собственным поступкам;
- формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками,
старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебной,
исследовательской, творческой и других видов деятельности;
- формирование экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех ее
проявлениях и необходимости ответственного и бережного отношения к окружающей среде;
- формирование основ финансовой грамотности и усвоение правил безопасного поведения в сфере
финансовых отношений;
- осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценностей семейной жизни,
уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
- формирование антиэкстремистского и антитеррористического мышления и поведения,
потребностей соблюдать нормы здорового и разумного образа жизни, осознанно выполнять правила
безопасности жизнедеятельности.
Метапредметные результаты:
-умение самостоятельно определять цели своего обучения, формулировать и ставить перед собой
новые задачи в учебной и познавательной деятельности, развивать мотивы и интерес в этих видах
деятельности;
-умение самостоятельно планировать пути достижения поставленных целей и осознанно выбирать
наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
-умение согласовывать свои действия в опасных и чрезвычайных ситуациях с прогнозируемыми
результатами, определять их способы, контролировать и корректировать их в соответствии с
изменениями обстановки;
-умение оценивать собственные возможности при выполнении учебных задач в области безопасности
жизнедеятельности и правильность их решения;
-овладение навыками принятия решений, осознанного выбора путей их выполнения, основами
самоконтроля и самооценки в учебной и познавательной деятельности;
- умение формулировать понятия в области безопасности жизнедеятельности, анализировать и
выявлять причинно-следственные связи внешних и внутренних опасностей среды обитания и их
влияние на деятельность человека;
- умение воспринимать и перерабатывать информацию, моделировать индивидуальные подходы к
обеспечению личной безопасности в повседневной жизни, опасных и чрезвычайных ситуациях;
- освоение приемов действий и способов применения средств защиты в опасных и чрезвычайных
ситуациях природного, техногенного и социального характера;
-умение работать индивидуально и в группе, организовывать учебное сотрудничество и совместную
деятельность с учителем и сверстниками, формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение,
находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов;
-умение правильно применять речевые средства для выражения своих чувств, мыслей и потребностей
при решении различных учебных и познавательных задач;
- формирование и развитие компетентности в области использования информационнокоммуникационных технологий для решения задач обеспечения безопасности;
- формирование и развитие мышления безопасной жизнедеятельности, умение применять его в
познавательной, коммуникативной и социальной практике, для профессиональной ориентации.
Предметные результаты:
-формирование современной культуры безопасности жизнедеятельности на основе сознания и
понимания необходимости защиты личности, общества и государства от чрезвычайных ситуаций
природного, техногенного и социального характера;
-формирование убеждения в необходимости безопасного, здорового и разумного образа жизни;
-понимание значимости современной культуры безопасности жизнедеятельности для личности и
общества;
-понимание роли государства и действующего законодательства в обеспечении национальной
безопасности и защиты населения от опасных и чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и
социального характера, в том числе от экстремизма и терроризма;
-понимание необходимости подготовки граждан к военной службе;
-формирование установки на здоровый и разумный образ жизни, исключающий употребление
алкоголя, наркотиков, табакокурение и нанесение иного вреда здоровью;
-формирование антиэкстремистской и антитеррористической личностной позиции;

-понимание необходимости сохранения природы и окружающей среды для полноценной жизни
человека;
-знание основных опасных и чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального
характера, включая экстремизм и терроризм, их последствия для личности, общества и государства;
-знание безопасного поведения в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций, умение применять их
на практике;
-умение оказать первую самопомощь и первую помощь пострадавшим;
- умение предвидеть возникновение опасных ситуаций по их характерным признакам, а также на
основе информации из различных источников;
- умение принимать обоснованные решения в конкретной опасной ситуации с учетом реально
складывающейся обстановки и индивидуальных возможностей;
- овладение основами экологического проектирования безопасной жизнедеятельности с учетом
природных, техногенных и социальных рисков на территории проживания
№
Название раздела
Количество
п/п
часов
9 класс
Основы безопасности личности, общества и государства
1
Современный комплекс проблем безопасности
5
2
Организация единой государственной системы предупреждения 2
и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС)
3
Международное гуманитарное право
2
4
Безопасное поведение в криминогенных ситуациях
3
5
Основы финансовой безопасности
3
Основы медицинских знаний и правила оказания первой помощи


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».